22:24
Российские христиане-капиталисты или как староверы стали аналогом протестантов-капиталистов в России

Согласно Веберу, протестанты были лучше адаптированы под капитализм. Было ли подобное в России? Подобное в России было. В эту роль вошли консервативные в религии, но прогрессивные в экономике старообрядцы. Их религиозный быт и замкнутость из-за гонений способствовала накопления капитала. Закрытая община «для своих» помогала староверцам не только копить, но и приумножать свои деньги. 

Специфика «староверческого капитализма» заключалась в строго соблюдаемой этики аскетического христианства. Серьёзное отношение к труду, как и к самой вере. Старообрядцы жили под жёсткими ограничениями религии: отказ от роскоши, веселья, распущенности и неприятие новых догм.

Убеждённое мнение старообрядцев в том, что «праздность – училище злых» влекла за собой самоконтроль и дисциплину. Кстати, согласно Максу Веберу, протестантская этика в экономической сфере очень зависима с религиозностью человека, его набожностью. В этом старообрядцы и протестанты были схожи. Говоря о медленной и продуманной жизни староверцев, можно указать на тот момент, что большая их часть была населена на Севере европейской части России, поэтому и формировалась под влиянием северорусской народности.

Староверы бережно относились к своим накоплениям, потребление с их стороны были очень низкие, отказ от расточительства и необдуманных трат приводили к тому, что накопление капиталов в инвестиции в производство, промышленность и торговлю шло гораздо быстрее. Суровость образа жизни и непритязательность отличала родоначальников купеческих династий Рябушинских, Морозовых, Бугровых, Гучковых и других.

Складывалась на обустройстве «старообрядческого капитализма» дух общины, притязания к единоверцам оказывало сильную поддержку среди всех представителей общины. Таким образом старообрядцы пытались через свою ухоженную, рациональную экономику укрепиться в обществе.

Каковы были причины экономического успеха старообрядцев подробно описал в своей автобиографической работе «Судьбы русского хозяина» старообрядец Владимир Рябушинский.

Главные качества русского предпринимателя – продуманность и осторожность. Настоящие купцы, согласно Рябушинскому, продумывают свои риски и вероятность плохого вложения, они руководствуются осторожностью в принятии своих решений.

К концу XIX века старообрядцы имели значительные капиталы.

«Раскольников на Урале умножилось. На заводах Демидовых и Осокиных приказчики – раскольники, едва ли не все! Да и сами промышленники некоторые – раскольники… И ежели оных выслать, то конечно, им заводов держать некем. И в заводах Государевых будет не без вреда! Ибо там при многих мануфактурах, яко жестяной, проволочной, стальной, железной, почитай всеми харчами и потребностями торгуют олоняне, туляне и керженцы – все раскольники», - сообщали в Петербург тайные доносчики на Урале в 1736 году. Действительно, на Урале жило огромное количество представителей Старообрядчества. Только Пермской и Тобольской губерниях в 1897 году проживало 218 396 и 72 600 староверов соответственно. Конечно, реальные данные разнились от статистических, не все староверы были готовы рассказывать о своей вере.

Ближе к середине XIX - началу XX веков большинство старообрядцев-капиталистов уже отошли от архаичного уклада жизни, адаптируясь под современный на тот момент темп жизни (алкоголь и курение сигары для них уже не считалось грехом). 

Староверы были практичными людьми, считающие, как и многие другие в те годы, что самодержавное устройство страны затормаживает ее развитие как в социальном, так и в экономическом (последнее особенно было важно для старообрядцев). Поэтому после «выхода из-под полы», принятием в 1905 году указа «Об укреплении начал веротерпимости». Манифесты 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» и «Об учреждении Государственной Думы», благодаря чему в России появился первый в отечественной истории классический для нас парламент, вместе с Указом о веротерпимости дали на некоторое время шанс на перемены. Происходили реформы очень медленно, причем далеко не все старообрядцы верили, что возврата к прежним порядкам не будет.

Историк старообрядчества О. П. Ершова пишет, что в 1917 году одно из региональных собраний старообрядцев признало самодержавие не способным обеспечить соблюдение прав, дарованных Указом о веротерпимости, и не соответствующим интересам народа. Подобные случае по стране случались часто.

Многие староверы или выходцы из таких семей придерживались демократических, довольно оппозиционных взглядов и мнений, состояли в партиях. Многие из них занимали после Февральской Революции высокие посты в правительстве.

Например, один из лидеров либерал-центристской Прогрессивной партии А. И. Коновалов, член IV Государственной Думы, позже занял пост министра торговли и промышленности во Временном правительстве. Его ближайший соратник П. П. Рябушинский, издатель газеты «Утро России», был членом Государственного Совета и председателем Военно-промышленного комитета. Основатель партии «Союз 17 октября» и председатель III Госдумы А. И. Гучков во Временном правительстве стал военным и морским министром.

Рядовые старообрядцы встретили учреждение Временного правительства с искренней радостью. Журнал «Слово Церкви» опубликовал приветствие иноков Спасо-Преображенского мужского монастыря: «Твердо верит братия новоизбранному вашему мудрому управлению, что вы постараетесь все усовершенствовать для блага родины и отечества, и просветить русскую землю».

Уже после Октябрьской революции практически все старообрядцы потеряли своё имущество и капиталы, многие из них эмигрировали преимущественно США, также в Западную Европу. Другие уже при СССР были репрессированы, советская власть не особо жаловала староверов (да и всех верующих). Были и те, кто находясь за границей, продолжали свою политико-общественную деятельность на Западе, например, Коновалов и Гучков. Многие потомки эмигрировавших продолжают традиции своих предков.

Просмотров: 266 | Добавил: 201010 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar