04:37
РЕАЛИСТИЧНА ЛИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА В.ПУТИНА?

Насколько реалистична и реализуема экономическая программа В.Путина, изложенная им 1 марта 2018 г. в ежегодном послании Федеральному собранию?

Большая её часть связана с обычным повышением госрасходов в течение следующих 6 лет:

- на здравоохранение – в 2 раза до 5% ВВП, т.е. на 2,5 трлн.руб.

- на охрану материнства и детства – 3,4 трлн.,

- расходы на программу развития городов – в 2 раза, но в абсолютном исчислении сумма неизвестна и никогда ранее не озвучивалась,

- модернизация и расширение магистральной инфраструктуры – 11 трлн. руб.

Таким образом, рост только известных по суммам расходов должен составить в предстоящие 6 лет порядка 17 трлн.руб., или примерно 3 трлн.руб. в год. При нынешнем уровне расходов 16 трлн. руб. (2017) рост будет составлять порядка  20% - очень большая цифра. Статистика показывает, что в течение 2000-2017 госрасходы всего 4 раза увеличивались на 2 трлн.руб., в остальные годы – меньше, причём это были годы бурного роста экономики за счёт высоких цен на нефть. Нет никаких оснований полагать, что в течение следующих 6 лет госрасходы каждый год будут возрастать на 3 трлн. Теоретически это возможно сделать либо за счёт значительного увеличения налогов и сборов, что, однако, затормозит любой рост экономики, либо за счёт печатания денег, что существенно повысит инфляцию и обесценит накопления и доходы населения.

Путин поставил задачу обеспечить темпы роста экономики РФ выше мировых. Согласно прогнозу Всемирного банка до начала 2020-х гг. мировая экономика будет расти на 2,9-3,0% в год, а вот российская – всего на 1,8%, поскольку у неё нет потенциала роста. Значит, президент поставил нереализуемую задачу.

Задача снижения вдвое уровня бедности тоже вызывает сомнения. В принципе, такую динамику снижения бедности в России наблюдалась с 2000 по 2006 г., когда численность бедных как раз снизилась в 2 раза – с 42,3 млн. до 22 млн. чел. Однако следует учитывать, что это снижение происходило в условиях стабильного роста экономики на фоне роста нефтяных цен, а также повышения реальных доходов населения. Теперь же, на протяжении последних 3 лет эти доходы только снижаются, а экономика расти не будет.

Заявив в своём послании о том, что Россия якобы готова к технологическому прорыву, Путин противоречит сам себе: он неоднократно в предыдущие годы, также в рамках своих ежегодных посланий, признавал, что российская экономика невосприимчива к результатам научно-технического прогресса. Ничто не говорит о том, что положение изменится в лучшую сторону в ближайшие годы.

Путин совершенно верно определяет одну из узловых проблем российской экономики – высокую долю участия государства в экономике, которая в настоящее время достигает исключительно высокого уровня – почти 70%. Однако тот факт, что президент никак не обозначил набор мер и решений, с помощью которых он предполагает сократить эту долю государства указывает на то, что, скорее всего, это – очередной красивый лозунг, который не будет реализован. Ведь для снижения госучастия необходимо осуществить весьма болезненную для нынешней власти меру – децентрализовать и демонополизировать экономику, что связано с уменьшением роли государства, его функций и полномочий, сокращением чиновников. Непонятно, каким образом та самая власть, которая на протяжении 18 лет делала всё для того, чтобы поставить национальную экономику под свой контроль, теперь просто так от него откажется.

Некоторые из положений послания Путина являются нереалистичными даже без цифр и анализа. В их числе странное задание всем предприятиям перейти с 2021 г. на самые лучшие экологичные технологии. Во-первых, не очень понятен сам термин: технологии остаются лучшими только на протяжении нескольких лет, после чего появляются следующие, более эффективные (а не наилучшие) технологии. В условиях рыночной экономики, когда нормально работает механизм конкуренции, компании сами, без всяких подсказок, принимают решения о замене своего оборудования на более эффективное. Такое решение зависит от финансовой устойчивости компании, перспектив рынка и потребительского спроса. Но именно этого в российской экономики сейчас и нет – ни устойчивости, ни спроса, ни перспектив. Сейчас для компаний время экономии на всём для того, чтобы выжить. А во-вторых, даже если бы к тому были более благоприятные основания промышленность физически не в состоянии в течение 3 лет осуществить замену своего оборудования – это минимум десятки миллиардов долларов, закупка оборудования и технологий за рубежом, чему препятствуют сейчас крайне невыгодный для импорта курс рубля, а также санкции.

Другим несбыточным пунктом послания стало обещание поставок на мировой рынок российской агропродукции в больших объёмах. Для начала эта продукция является весьма неконкурентной в силу высоких издержек внутрироссийского производства. Втиснуться на переполненный мировой рынок продовольствия можно только за счёт снижения цен и/или повышения качества продукции. Но у российского агросектора таких преимуществ нет. Кроме того, синоптики спрогнозировали на ближайшие 10 лет цикличное похолодание в основном аграрном регионе, который охватывает Каснодарский и Ставропольский края, а также Белгородскую область, что не будет способствовать высокой производительности в агросекторе.

Даже беглый обзор экономической части президентского послания свидетельствует о том, что выдвинутые в нём обещания и решения нереалистичны и недостижимы в указанных объёмах или в указанные сроки.

Самое главное состоит в том, что послание ничего не говорит о решении центральной проблемы, которая блокирует экономическое развитие России и его перспективы – это вопрос о санкциях. Пока они не будут сняты, Россия будет лишена важнейшего источника получения кредитов и инвестиций равно как и жизненно необходимых технологий. Нерешённость вопроса с санкциями говорит о том, что политика Кремля в ближайшие годы останется неизменной и не приведёт к экономическому росту.

Просмотров: 697 | Добавил: tarasenkodk | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar