13:34
КАК ДЕЙСТВУЕТ ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

Верховенство права (или закона) является одним из главных принципов демократического устройства власти, государства. Он означает, что власть не имеет права нарушать закон и что она в такой же степени ответственна перед законом, как и обычные граждане. Ограничение власти законом гарантирует гражданам защиту их прав и свобод, когда каждый уверен в том, что не станет жертвой произвола отдельных чиновников или власти в целом.

Этот принцип кажется естественным, однако, он существует далеко не во всех странах, и даже там, где он декларируется, он необязательно соблюдается. Его отсутствие ставит под угрозу безопасность и жизнь каждого человека, поскольку противостоять неподконтрольному аппарату принуждения, не может никто. Жертвы убийцы исчисляются случайными единицами или, в редких случаях с маньяками, десятками – жертвами произвола власти становятся сотни тысяч и миллионы людей, как это показал печальный опыт тоталитарных государств ХХ века. Поэтому правовое ограничение власти и контроль за нею, возможность ее юридического преследования за свои нарушения и преступления является важнейшим условием демократии.

Власть обязана отвечать за свои действия. За свои политические и экономические ошибки ее наказывают избиратели – на выборах, а за свои неправовые действия она должна, как и все, отвечать перед законом.

Верховенство права становится реальностью в условиях подлинного разделения властей на самостоятельные ветви – исполнительную (правительство и президент), представительную (парламент) и судебную, когда каждая из властей в состоянии контролировать и сдерживать другие. В такой системе суду не то, что Верховному, но даже первой инстанции никто не в состоянии «подсказывать», а тем более прямо указывать на то, какое он решение должен принять по тому или иному делу.

Другим существенным обстоятельством, обеспечивающим верховенство права, является наличие реальной оппозиции, которая оспаривает действия власти и рано или поздно сама станет действующей властью и сможет проверить, как работали государственные органы при ее оппонентах.

Незаменима и роль независимых СМИ, которые выполняют важную функцию контроля власти со стороны общества, вскрывая ее упущения, ошибки и нарушения.

Как же функционирует верховенство закона на деле?

Одним из ярких примеров стало недавно завершившееся в США следствие в отношении президента Трампа на предмет его возможного «сговора» с представителями России в ходе предвыборной кампании 2016. Дело в данном случае не в том, чем закончилось это следствие спустя 22 месяца (его результаты неоднозначны и станут поводом для дальнейшего разбирательства со стороны Конгресса США), или насколько обоснованными были мотивы, которые сделали необходимым его проведение.

Интересен сам механизм реализации принципа верховенства права, поскольку многим, кто, как, например, россияне, не знаком с основами демократической системы, не понятно, как можно привлечь к юридической ответственности главу исполнительной власти за нарушение закона. Казалось бы, вся система власти подчиняется президенту или премьер-министру, и в этих условиях просто нет даже физической возможности вести следствие – ведь для следователей президент или премьер является прямым начальником, которому необходимо беспрекословно подчиняться и чьи указания необходимо выполнять.

Однако демократическая система устроена и действует по-другому. При сохранении порядка субординации и единоначалия, правоохранительные органы в демократической системе имеют существенную долю самостоятельности не только по отношению к другим ветвям власти, но и внутри самой исполнительной власти. Правоохранительные органы вправе начинать предварительное следствие и возбуждать уголовные дела против любого должностного лица, включая собственное руководство вплоть до президента или премьера. Руководитель каждого правоохранительного ведомства – полиции, прокуратуры, следствия – знает, что если и когда вскроется информация о том, что он знал о совершенном главой власти преступлении или что хотя бы имелись подозрения на это, а он это скрыл, то он понесет уголовное наказание, а с учетом сменяемости власти на оппозиционную и любопытство вездесущих СМИ, то или иное нарушение должностного лица, а тем более высокопоставленного, рано или поздно всегда станет предметом общественного внимания.

Как все происходило с расследованием «русских» связей Трампа?

В июле 2016, в самый разгар президентской предвыборной кампании, ФБР, оказавшись перед многочисленными фактами контактов предвыборного штаба Трампа с представителями России на фоне взлома с российской стороны компьютеров Демократической партии с целью дискредитации, как установило ФБР, главного кандидата от партии на выборах, начало негласную контрразведывательную операцию с целью выяснить возможный «сговор» между штабом тогда еще кандидата Трампа и РФ.

После избрания Трампа президентом количество контактов не сократилось, в них вовлекались все новые лица. В условиях расследования ФБР Трамп предпринял шаг, который вызвал резко негативную реакцию со стороны Конгресса США и разведывательного сообщества, - он уволил главу ФБР Коми и свои мотивы первым разъяснил министру иностранных дел РФ Лаврову.

Все это укрепило подозрения в «сговоре», и на этом фоне министерство юстиции, которое курирует все правоохранительные ведомства США, включая ФБР, приняло решение провести расследование и для этих целей назначило специального следователя – бывшего директора ФБР Мюллера.

При этом, поскольку в контактах с россиянами был замечен и один из руководителей штаба Трампа Сешнз, ставший министром юстиции, он в соответствии с правилами на этот счет официально исключил себя из числа лиц, которые вправе контролировать следствие и принимать соответствующие решения. Этот шаг Сешнза, который не захотел вызывать на себя обвинения в предвзятости, вывал крайне негативную реакцию Трампа, но был одобрен и поддержан общественным мнением и Конгрессом. В этих условиях решение о следствии и спецследователе принял следующий по старшинству – первый заместитель министра юстиции Розенштейн.

На протяжении всего следствия всякий раз, когда Трамп угрожал пресечь следствие, а также уволить Мюллера или Розенштейна, СМИ поднимали шум, привлекая всеобщее внимание, а Конгресс принимал решения в поддержку следствия и ответственных за него лиц, что блокировало возможности президента поступить по своему усмотрению, поскольку такие его действия сразу бы были квалифицированы Конгрессом как воспрепятствование правосудию, что является одним из наиболее очевидных поводов для импичмента президента. В 1974 г. Никсон был вынужден уйти в отставку по обвинению не в организации правонарушения (взлома штаб-квартиры Демократической партии), а именно в воспрепятствовании правосудию своими действиями.

Вот так функционирует принцип верховенства закона

Просмотров: 63 | Добавил: tarasenkodk | Рейтинг: 5.0/6
Хостинг от uCoz