ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИКВИДАЦИИ ДОГОВОРА ПО РСМД
31.10.2018, 14:47

США решили выйти из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Об этом 20 октября с.г. заявил президент Трамп. Свое решение в Вашингтоне мотивируют тем, что Россия нарушила Договор и за прошедшие несколько лет США не удалось убедить Москву вернуться в его рамки. В 2012 г. США обнаружили разработку Россией новой крылатой ракеты средней дальности наземного базирования 9М729 (по натовской классификации SSС-8), развертывание которой началось в 2014 г., что и составило практическое нарушение Договора.

Этот Договор, подписанный М. Горбачевым и Р. Рейганом в 1987 г., имел уникальное значение – он не ограничивал вооружения, как это делалось до тех пор, а ликвидировал целиком весь класс ракет наземного базирования дальностью 500-5.500 км, причем как в ядерном, так и в обычном снаряжении. Кроме того, были создан механизм контроля выполнения Договора - проверки на месте.

Тем самым была устранена вполне реальная и конкретная угроза безопасности европейскому континенту. Эта угроза появилась после того, как с 1976 г. Советский Союз начал развертывать вместо своих устаревших новые, более мощные и мобильные ракеты средней дальности РСД-10 (SS-20 по классификации НАТО), оснащенные несколькими боеголовками, а также ракеты ОТР-23 (SS-23) и крылатые ракеты РК-55 «Рельеф» (SSC-X-4). В ответ в 1979 г. страны НАТО приняли решение разместить в Европе американские ракеты наземного базирования «Першинг» (с модификациями) и крылатые ракеты BGM-109G (модификация «Томагавка»).

Помимо практических мер разоружения Договор по РСМД сыграл важную роль в формировании доверия между Москвой и Вашингтоном, что открыло возможности для новых далеко идущих шагов по ядерному разоружению, и в этом заключается главное значение Договора по РСМД.

С 2006 г. Москва начала поднимать вопрос о своем возможном выходе из Договора под двумя предлогами: 1) Китай активно развертывал РСМД вблизи российской границы и 2) запланированные со стороны НАТО к развертыванию в Румынии и Польше системы оперативной противоракетной обороны могут быть использованы для пуска РСМД.

В октябре 2007 г. Россия и США в рамках ООН выразили поддержку Договору по РСМД и призвали другие страны присоединиться к нему, но в 2012 г. США заявили о признаках возможного нарушения Россией Договора, а в 2014 констатировали, что РФ его нарушила, развернув новую крылатую ракету средней дальности наземного базирования. В последующие годы Вашингтон регулярно поднимал вопрос об этом нарушении в ходе двусторонних консультаций с Москвой, в т.ч. в рамках Специальной контрольной комиссии, предусмотренной Договором. На протяжении всех этих лет госдепартамент США упоминал об этом нарушении в своих ежегодных докладах о выполнении Договора. Однако Москва настаивает, что Договор не нарушила.

Что дальше?

Пока США лишь объявили о своем намерении выйти из Договора по РСМД. Вскоре они должны формализовать это решение, т.е. официально уведомить Россию, как сторону этого Договора, о своем выходе, после чего пройдут предусмотренные Договором 6 месяцев, и после этого США больше не будут стороной-участницей этого Договора, а он сам фактически прекратит свое действие.

Что могут предпринять США в ответ?

В военном бюджете минобороны США на 2018 г. предусмотрено ассигнование средств на разработку новой ракеты наземного базирования средней дальности.

В военно-техническом отношении американцы могут в короткие сроки осуществить модификацию и развертывание одной или нескольких из существующих систем РСМД морского или воздушного базирования (они не запрещались Договором), в частности, того же «Томагавка» BGM-109G, которым оснащены в настоящее время многие корабли ВМФ США.

В более долгосрочной перспективе это, скорее всего, может быть гиперзвуковая ракета с планирующей по непредсказуемой траектории боеголовкой, а также гаубица с дальностью стрельбы 1.500 км, использующая в качестве снарядов управляемые ракеты.

Объявив о своем выходе из Договора РСМД, США выразили вместе с тем готовность договариваться в будущем о новом режиме в отношении РСМД с участием не только России, но и Китая и других стран, принявших РСМД на вооружение в течение примерно последнего десятилетия, что принципиально изменило военный баланс на евроазиатском пространстве.

В сложившихся условиях разработка такого режима была бы наилучшим вариантом на смену нынешнему Договору по РСМД. Конечно, полной ликвидации этого класса ракет на первых порах добиться не удастся, хотя бы, в частности, потому, что он в количественном отношении составляет основу военного и ядерного потенциала ряда стран, прежде всего Китая, однако, хорошим началом был бы процесс поэтапных ограничений и выработки параллельных мер доверия и контрольного механизма. В этом плане нынешний Договор по РСМД может сослужить хорошую службу в качестве примера, прецедента и основы для возможного нового разоруженческого процесса.

Каковы последствия для России?

С ликвидацией Договора по РСМД угроза безопасности России существенно возрастает. Она прежде всего заключается в неопределенности формирующейся новой военно-политической ситуации в Европе и в мире. По истечении 6-месячного периода выхода США из этого Договора будут сняты любые ограничения на размещение в Европе вооружений этого класса. В отличие от стратегических ракет, полет которых из США до России составляет примерно 30 минут, подлетное время до территории России из Европы составляет 7-10 минут – этого времени недостаточно для принятия решения об ответном ударе.

Конечно, не обязательно, что после того, как Договор прекратит свое действие, США сразу же развернут в Европе или вокруг нее новые РСМД – к этому пока не готовы многие страны НАТО, да и США в настоящее время в большей степени фокусируются на растущей военной угрозе со стороны Китая, - но в случае необходимости США смогут теперь сделать это в относительно короткие сроки. Министр обороны США Дж. Мэттис заявил 27 октября, что он не исключает никакого варианта возможных ответных действий с американской стороны – ни развертывания новых систем РСМД в ближайшем будущем, ни откладывания этого варианта на более поздний срок.

Тем не менее ситуация для России значительно ухудшается: помимо РСМД на Западе, аналогичные системы оружия все шире разворачиваются и на Востоке и теперь на обоих направлениях отсутствует договорный режим, который бы их ограничивал или сокращал.

США смогут развернуть вокруг Европы и Азии новые системы оружия средней и малой дальности, которые количественно будут соответствовать или даже превосходить численность таких систем совокупно у России, Китая, Ирана и КНДР.

Россия втягивается в гонку вооружений не только с США, но и еще и с Китаем.

Что делать России?

Наиболее оптимальным вариантом той позиции, которую следовало бы занять России, был бы вывод ею РСМД из своей Европейской части и совместная с США разработка нового, многостороннего договора по РСМД, который бы исключал их развертывание в Европе и начал бы ограничивать ихх в других регионах евроазиатского пространства.

Худшим направлением действий со стороны Москвы было бы дальнейшее втягивание в бесперспективную гонку вооружений, в которой теперь помимо США может участвовать и Китай - экономика России на порядок меньше из этих экономик. Предположение на тот счет, будто Россия могла бы поучаствовать в этой гонке совместно с Китаем против США, не учитывает реалий: Китай не видит в России своего союзника, размещает свои РСМД в т.ч. на границе с Россией, да и военный бюджет США примерно в 3 раза больше военных расходов РФ и КНР вместе взятых. Кроме того, Пекин, скорее всего, будет прилагать максимальные усилия к тому, чтобы не втянуться в гонку вооружений с США и сосредоточиться на решении своих экономических проблем - они по-прежнему имеют для китайцев приоритетное значение.

Категория: Международная политика | Добавил: tarasenkodk | Теги: безопасность, разоружение, РСМД
Просмотров: 53 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar